|
Стиляги - Кто такие стиляги? Это советская молодежь, субкультура конца 40-х начала 60-х гг., бравшая за эталон западный образ жизни. Как правило, их выделяла из толпы яркая нелепая одежда, манера разговора. Ими управлял повышенный интерес к западной музыке и танцам, выступали против единообразия в одежде и стереотипов поведения во всем.
Откуда взялись стиляги? Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Соответственно, оттуда члены дипломатической семьи привозили на родину одежду, обувь, пластинки с музыкой, которых нельзя было достать в СССР. В молодежной среде такие «трофеи» становились образцами для подражания. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:
На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов - «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.
Культовые фильмы стиляг: Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.
Внешний вид стиляг: Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из фельетона Д. Г. Беляева: «...В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...» В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка: «...В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.» Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук - «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик - тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле». Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности. В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши - трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ. Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Музыка, которую слушали стиляги: В конце 1940-х - в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг: Pardon me, boy Is that the Chattanooga Choo-Choo Track twenty nine, Boy, you can give me a shine. С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным бунтарским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера. В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» - запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» - «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность. В упомянутом фельетоне Беляева танцы, которые исполняли стиляга и Мумочка, описывались так: «...Я и сам давно заметил, что стиляга с Мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга».
Общество и стиляги: Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»; «Стиляга - в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!» Желание общества «переделать» (а по-существу, сломать) нонконформистов, выливалось в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей. На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. Подобное отношение вызывало ответную реакцию - стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности. В официальной прессе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное отношение к стилягам, что их называли «плесенью» на теле советского общества (в частности, так назывался фельетон, опубликованный в 1953 году в газете "Комсомольская правда"). Это, однако, только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому как «поиски красных под кроватью» в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи. В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам - во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных западных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи.
Жаргон стиляг: Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее - жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:
Бродвей (или Брод) - как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне - Тверская). в Ленинграде - Невский проспект, в Баку - улица Торговая, в Ташкенте - улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох), в Одессе - улица Дерибасовская, в Алма-Ате - парк по улице Калинина (сейчас Кабанбай батыра). Свои
«Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе. Чувак - проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату», человек Уважающий Высокую Американскую Культуру. Чувиха (чува) - девушка. Хилять - ходить, фланировать. Кинуть брэк - пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду». Чуча - песня Поезд на Чаттанугу («Chattanooga Choo Choo...») из культовой картины «Серенада солнечной долины». Совпаршив - искаженное от «СовПошив», отечественные изделия лёгкой промышленности. Динамо, Динамо-машина - такси. Динамить - сбегать. Шузы, шузня (англ. shoes - обувь) - ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков. Советский аналог «шузов» - так называемая «манная каша» - на советские ботинки наклеивался по форме толстый кусок пластмассы или резины. Хата - свободная квартира, предназначенная для проведения вечеринки. Бараться - сексуальный контакт. Фазер (англ. father - отец) - отец стиляги . Лукать(англ. look - взгляд, смотреть) - смотреть . Жлобы - представители «серой массы» Боруха (баруха) - девушка из стиляжьей компании, часто - «свободных нравов». Дринкать (англ. drink - пить алкогольный напиток, пьянствовать) - выпивать. Джакеток (англ. jacket - куртка, пиджак) - пиджак. Манюшки (англ. money - деньги) - деньги . Олдовый (англ. old - старый) - старый. Румяные батоны - обычные девушки-не стиляги, участвующие в вечеринках. Соксы (англ. socks - чулки, носки) - носки. Носки носили обязательно яркие, они должны были быть видны из-под брючины. Стилять (англ. style - стиль, манера) - танцевать «стилем», имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения Таек (англ. tie - узел, бант, галстук) - галстук. Траузера, траузерса - брюки. Тренчкот - плащ Хэток (англ. hat - головной убор) - шляпа
Стиляги в фильмах: Образ стиляги в советском кинематографе 1950-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это - недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным. Таков герой Эдик (исп. Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина (Тамара Носова) просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый Эдик соглашается - и надолго прощается со своим стильным «коком». В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга - тунеядец не должно было вызывать никаких сомнений). В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова, показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» - к преступлению: такова мораль произведения. В кинофильме «Покровские ворота» (1982) с ироничной ностальгией показан маленький эпизод: главный герой Костик (исп. Олег Меньшиков) «на хате» танцует рок-н-ролл со своей приятельницей Светочкой (исп. Татьяна Догилева). В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм «Бродвей моей юности», посвящённый стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми - Галиной Волчек, Натальей Фатеевой, Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым и другими. В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Стиляги» (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев.
«Ностальгия» по стилягам: В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы - нежная и печальная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950-1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася - стиляга из Москвы», «Оранжевый галстук», «Московский бит» и другие). В творчестве ленинградской группы «Секрет» в некоторых композициях прослеживается интерес к «стиляжному» прошлому - «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» (кавер версии одноименных песен Майка Науменко), «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды», «Тысяча пластинок» и др.
Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.
|