Телефон:
Мы в социальных сетях

Статьи

Статьи

« Назад

Стиляги  28.05.2010 09:50

 

Стиляги - Кто такие стиляги? Это советская молодежь, субкультура конца 40-х начала 60-х гг., бравшая за эталон западный образ жизни. Как правило, их выделяла из толпы яркая нелепая одежда, манера разговора. Ими управлял повышенный интерес к западной музыке и танцам, выступали против единообразия в одежде и стереотипов поведения во всем.

 Откуда взялись стиляги? Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Соответственно, оттуда члены дипломатической семьи привозили на родину одежду, обувь, пластинки с музыкой, которых нельзя было достать в СССР. В молодежной среде такие «трофеи» становились образцами для подражания. Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:

На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов - «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии... Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы... Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.

Культовые фильмы стиляг: Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

 Внешний вид стиляг: Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Описание стиляги из фельетона Д. Г. Беляева: «...В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...» В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка: «...В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.» Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук - «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик - тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле». Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши - трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.
Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».

  Музыка, которую слушали стиляги: В конце 1940-х - в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада Солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:
Pardon me, boy Is that the Chattanooga Choo-Choo Track twenty nine, Boy, you can give me a shine.
С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным бунтарским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера. В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли. Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» - запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» - «скелет моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов на рынке товаров «рок на костях» утратил свою актуальность.
В упомянутом фельетоне Беляева танцы, которые исполняли стиляга и Мумочка, описывались так:
«...Я и сам давно заметил, что стиляга с Мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга».

 Общество и стиляги: Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
«Стиляга - в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!» Желание общества «переделать» (а по-существу, сломать) нонконформистов, выливалось в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей.
На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. Подобное отношение вызывало ответную реакцию - стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности. В официальной прессе нагнеталось настолько брезгливо-презрительное отношение к стилягам, что их называли «плесенью» на теле советского общества (в частности, так назывался фельетон, опубликованный в 1953 году в газете "Комсомольская правда"). Это, однако, только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому как «поиски красных под кроватью» в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи. В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам - во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных западных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи.

Жаргон стиляг: Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее - жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:

Бродвей (или Брод) - как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне - Тверская). в Ленинграде - Невский проспект, в Баку - улица Торговая, в Ташкенте - улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох), в Одессе - улица Дерибасовская, в Алма-Ате - парк по улице Калинина (сейчас Кабанбай батыра). Свои

«Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе. Чувак - проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату», человек Уважающий Высокую Американскую Культуру. Чувиха (чува) - девушка. Хилять - ходить, фланировать.
Кинуть брэк - пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду». Чуча - песня Поезд на Чаттанугу («Chattanooga Choo Choo...») из культовой картины «Серенада солнечной долины». Совпаршив - искаженное от «СовПошив», отечественные изделия лёгкой промышленности. Динамо, Динамо-машина - такси.
Динамить - сбегать. Шузы, шузня (англ. shoes - обувь) - ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков. Советский аналог «шузов» - так называемая «манная каша» - на советские ботинки наклеивался по форме толстый кусок пластмассы или резины. Хата - свободная квартира, предназначенная для проведения вечеринки. Бараться - сексуальный контакт. Фазер (англ. father - отец) - отец стиляги . Лукать(англ. look - взгляд, смотреть) - смотреть . Жлобы - представители «серой массы»
Боруха (баруха) - девушка из стиляжьей компании, часто - «свободных нравов».
Дринкать (англ. drink - пить алкогольный напиток, пьянствовать) - выпивать. Джакеток (англ. jacket - куртка, пиджак) - пиджак. Манюшки (англ. money - деньги) - деньги . Олдовый (англ. old - старый) - старый. Румяные батоны - обычные девушки-не стиляги, участвующие в вечеринках. Соксы (англ. socks - чулки, носки) - носки. Носки носили обязательно яркие, они должны были быть видны из-под брючины. Стилять (англ. style - стиль, манера) - танцевать «стилем», имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения
Таек (англ. tie - узел, бант, галстук) - галстук. Траузера, траузерса - брюки. Тренчкот - плащ
Хэток (англ. hat - головной убор) - шляпа

 Стиляги в фильмах: Образ стиляги в советском кинематографе 1950-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это - недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным. Таков герой Эдик (исп. Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина (Тамара Носова) просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый Эдик соглашается - и надолго прощается со своим стильным «коком». В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга - тунеядец не должно было вызывать никаких сомнений). В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова, показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» - к преступлению: такова мораль произведения.
В кинофильме «Покровские ворота» (1982) с ироничной ностальгией показан маленький эпизод: главный герой Костик (исп. Олег Меньшиков) «на хате» танцует рок-н-ролл со своей приятельницей Светочкой (исп. Татьяна Догилева). В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм «Бродвей моей юности», посвящённый стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми - Галиной Волчек, Натальей Фатеевой, Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым и другими. В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Стиляги» (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев.

«Ностальгия» по стилягам: В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы - нежная и печальная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950-1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася - стиляга из Москвы», «Оранжевый галстук», «Московский бит» и другие). В творчестве ленинградской группы «Секрет» в некоторых композициях прослеживается интерес к «стиляжному» прошлому - «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» (кавер версии одноименных песен Майка Науменко), «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды», «Тысяча пластинок» и др.

Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.



Отзывы
Был на шоппинге со специалистами этого Агентства, обращался с данной заявкой уже не раз, но пользовался всегда другими специалистами.
Меня поразило то, что специалист не мотал меня по магазинам, накручивая время, а время - деньги)))!!!
Мы потратили всего один час и все купили - 16 предметов. Я сразу понял, что была проведена предварительная работа и специалист уже повел меня конкретно к вещам, которые выбрал.
очень доволен результатом - современно, актуально, буджетно, а самое главное - быстро!
Спасибо.
Максим. 31 год. г. Москва. 03.11.15
Людмила Геннадьевна, большое Вам спасибо за такой полный курс обучения! Я только начала осваивать профессию имидж-консультант хотя работала раньше парикмахером-универсалом. Я в восторге - как интересно,кстати заметила что и сама стала меняться - супер!Особенно благодарю Вас что уделяете много времени общаясь по скайпу со мной и пусть я самая бестолковая студентка пока, но с таким учителем как вы,
учиться одно удовольствие. СПАСИБО!!!!!!!
Вера. 28 лет. г. Москва. 27.05.17
Мне понравилось помочь Мила! Она опытная и знает рынок моды и стиля очень хорошо! Что бы не потратить время она сама шла искать подходящую одежду для меня, после нашей первой консультации. Потом быстро купили необходимую одежду что бы мой имидж стал лучше.
Я вам всем посоветую Милу!
С уваженнием.
Adam Skinner 44 года. Швеция. 06.05.16
Я прошла обучение Курсы Имиджмейкеров по ускоренной форме и осталась очень довольна полученными знаниями. Хочу сказать что Людмила это высококачественный специалист и знаток своего дела, отличный преподаватель и тактичный человек, старается каждого научить разбираться в тонкостях имиджа и видеть в клиенте индивидуальную личность. В короткий срок обучения я получила большое количество рабочих тетрадей с информацией, которую сложно самой переварить в голове и поэтому возникает путанница. Людмила доходчиво и четко объясняет, приводит примеры и учит сразу анализировать в группе, вообщем помогает разобраться с этой информацией и дает порциями задания для усвоения полученных знаний. Занятия были интересные и познавательные, время пролетело быстро. Мне очень жаль, что таких ответственных преподавателей как Людмила мало. Я научилась разбираться в имидже и тонкостях стиля, анализировать человека. Эта наука очень сложная и жутко интересная, чтобы получить отличный результат надо самому постараться. В итоге курсы мне понравились и было грустно расставаться с Людмилой, уж очень интересно ее слушать))
Наталья. 34 года. г.Москва. 08.09.14
Спасибо большое за такие грамотные курсы "Имиджмейкеров". Уже работаю, клиенты довольны, есть доход. Советую всем только это Агентство.
Поддерживаю связь когда возникают трудности, мне помогают.
Большое спасибо.
Станислав. 27 лет. МО 04.06.13
В феврале 2011 года записалась на дистанционный курс: "ИМИДЖ-КОНСУЛЬТАНТ" в целях получить профессиональный опыт, знания и что-то изменить в себя - стать лучше.Именно благодаря знаниям полученным на базе обучения с каждым днём не перестаю говорить СПАСИБО за полученную базу, которую я воплощаю в жизнь в своих клиентах и на себе. Полученные практические знания и навыки позволили стать уверенней и предоставили возможность реализовать свои творческие способности. Открыла свою имидж студию в г. Чита
obraz-chita.ru
Лариса. 31 года. г. Чита 12.10.11
Обратился в студию стиля ИМИДЖ СИТИ, посоветовали выбрать услугу по стилю: Ваш индивидуальный стиль. На работе меня назначили на другую должность и необходимо создать совершенно незнакомый для меня имидж (для деловых коммуникаций с конкурирующими компаниями). Людмила - человек, знающий свое дело, это точно. Все четко объяснила и рассказала,вплоть до психологических аспектов, какие детали самые главные для меня. Много интересного узнал про джинсы и обувь а именно как их носить. Было интересно работать, так как мне показывали много примеров, а не просто говорили. Уже при консультации понял, что покупать, Людмила подсказала где купить. Консультация пролетела очень быстро, на одном дыхании. Открыл для себя пользу галстуков. Ощущаю себя по новому. Появилась уверенность. Спасибо большое Людмиле. Планирую в дальнейшем обратиться за шоппингом.
Данил. 31 год. Москва. 19.11.15
Хочется поблагодарить Людмилу за ее теплое участие в моем преображении. Заказала услугу "Ваш индивидуальный стиль". Сомневалась в своей затее, но Людмила оказалась настоящим мастером своего дела. Ее работа со мной значительно повысила мою самооценку заставила по другому взглянуть на себя. Людмила деликатный и очень красивый человек. Начиналась работа легко, непринужденно, но чем больше Людмила рассказывала и показывала о моих достоинствах, как их подчеркивать, что использовать, поняла, что необходимо купить, какие юбки носить. Мне уже за 50-т и важно какие цвета носить - теперь все понятно. Работой очень довольна. Хочу порекомендовать ее своей взрослой дочери, для детей я выбираю лучшее! Спасибо!
Татьяна Романова. 52 года. Москва 29.04.13
Телефон:
Адрес:

109544 г.Москва
ул.Вековая 21.
станция метро: Римская,Площадь Ильича.

Вы можете написать нам

По всем вопросам
info@image-city.ru

Директор Студии стиля Имидж-Сити
direkt@image-city.ru